Практикум «Развивающая работа с людьми с ТМНР»
Базовые техники музыкального взаимодействия
Автор
Автор Елена Мосина, музыкальный педагог
АНО «Новые перспективы», программа "Взрослые вне семьи "Петергоф"
Авторские материалы, размещённые на сайте, предназначены для некоммерческого использования в интересах целевой группы СПб БОО «Перспективы» - детей и молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Коммерческое использование материалов запрещено.
Мы используем слово «подопечный»
не в юридическом значении «находящийся под опекой»,
а называем им человека, который нуждается в заботе и внимании.
Каждый, имеющий уши и кожу, воспринимает себя через музыку.
Почему именно музыка?
Музыка позволяет говорить друг с другом без слов.
Музыка помогает ощутить себя Творцом:
«Это Я здесь играю!»
Музыка открывает напрямую контакт с чувствами.
Что нужно для занятия?
Обязательно: терпение, осознанность, время, вдохновение, фантазия и чувство юмора,
а также собственное ресурсное состояние. Дополнительная помощь будет полезна.
Шумовые музыкальные инструменты (бубенцы, маракасы, ложки), гитара, голос. Можно использовать любые предметы, издающие звук: крышки, кастрюли, руки-стол и т.д. Важно, учитывая физиологические особенности подопечных, подбирать инструменты, которые человек может удержать самостоятельно, или
их можно закрепить, например, как бубенцы
на запястье руки.
Базовые техники музыкального взаимодействия
1. Установление контакта
2. Работа с телом
3. Музицирование
1. Установление контакта
а) Имитация.
Задача - точно повторить действия подопечного.
б) Ритмическая база

Задать простейший ритм (хлопками рук, на ударном
или шумовом музыкальном инструменте), на основе которого подопечный будет импровизировать.
в) Диалог

Игра по очереди создаёт пространство для общения. Техника очень эффективно работает с людьми, которые
не используют речь для коммуникации. Большие возможности здесь открывают тональные инструменты: клавишные или ударные, такие как металлофон
и ксилофон.
2. Работа с телом
а) Инструменты, дающие вибрацию.

Они помогают человеку расслабиться и почувствовать себя, например, если приложить гитару к спине (руке, ноге) подопечного и осторожно перебирать струны.
б) Колыбельные
Тихо петь или напевать с закрытым ртом простые по ритму песни из трёх - пяти тонов, покачивая ребенка при этом
у себя на коленях, если человек уже взрослый, можно приобнять его за плечи, сидя рядом.
в) «Песни тела»

Пропевать названия частей тела, касаясь их. Например, "Где у Саши руукии? Руки, руки руукии? Вот у Саши руукии, вот какие руукии!" Мелодия берётся самая простая, известная или только что сочинённая.
3. Музицирование
а) Игра рука в руке

Вы помогаете подопечному в его самостоятельной музыкальной активности. Можно взять своими руками
его руки и играть на инструменте или адаптировать пространство для игры, например, держать синтезатор
на своих руках под углом.
б) Ситуативная игра
Комментирование пением действий, которыми в данный момент занят подопечный.
в) Свободная импровизация

Самая сложная и самая интересная техника. Важно предоставить человеку свободу в игре на инструменте, например, царапать ногтями по барабану или стучать ложкой по стулу. Педагог заранее продумывает возможности подопечного в соответствии
с его физическими и психическими особенностями
и предлагает ему подходящие инструменты. Например, если я знаю, что Миша любит играть изо всех сил,
я предложу ему тихий инструмент.
Список литературы
1. Абдуллин Э. Б., Гилярова Н. Н., Деркач А. А. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика : [Учеб. пособие по специальности 030700 "Музык. образование" / Э. Б. Абдуллин, Н. Н. Гиляров, А. А. Деркач и др.] ; Под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Академия, 2003. - 366,[2] с. ; 22 см.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 362-363 Бакк А.,

2. Грюневальд К. Забота и уход : Кн. о людях с задержкой умств. развития : [Пер. со швед.] / Анн Бакк, Карл Грюневальд. - СПб. : С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства, 2001. - 351 с. : ил. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю.

3. Танцевальная терапия : теория, методика, практика / Эрна Гренлюнд, Наталия Оганесян. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 284, [1] с., [4] л. цв. ил. : ил. ; 20 см.. - Библиогр. в конце кн.

4. Декер-Фойгт Г. -Г. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт ; [Пер. с нем. О. Гофман]. - СПб. и др. : Питер : Питер принт, 2003. - 205 с. ; 24 см.. - (Золотой фонд психотерапии). - Библиогр.: с. 201-205

5. Дьюхерст - Мэддок О. Целительный звук : Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса : [Пер. с англ.] / Оливия Дьюхерст-Мэддок. - М. : КРОН-пресс, 1998. - 154 с. : ил. ; 22 см. - (Будьте здоровы)

6. Константинова И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога / И. С. Константинова. - Изд. 3-е, испр. - Москва: Теревинф, 2018. - 390 с. : ил., ноты ; 25 см.. - Библиогр.: с. 388-390 (46 назв.)

7. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта : [древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума] / Дон Кэмпбелл ; [пер. с англ. Л.М. Щукин]. - Минск : Поппури, 1999. - 319 с. ; 20 см.. - (Серия "Здоровье в любом возрасте"). - (Мелодии лечат)

8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин ; Рос. фонд гуманитар. исслед. - М. : Изд. об-ние "Композитор", 1997. - 163 с. : ил., нот. ; 21 см. - Библиогр.: с. 161-162 и в подстроч. примеч.

9. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия : Теория и практика : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец / В.И. Петрушин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 175,[1] с. : ил., нот. ; 22 см.. - Библиогр.: с. 173-174 и в подстроч. прим.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. - 705, [7] с. ; 24 см.. - (Мастера психологии). - Список науч. тр. С.Л. Рубинштейна: с. 670-672. - Список работ о С.Л. Рубинштейне: с. 673-678. - Алф. указ.: с. 679-705

11. Слепнева А. П., Слепнев Д. И. Руки в музыке искупай : Мелодии здоровья / Алла и Дмитрий Слепневы. - М. : Гранд : ФАИР-Пресс, 2000. - 246,[2] с. ; 20 см.. - (Жемчужина)

12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М. : Наука, 2003. - 377, [1] с. : портр., нот. ; 25 см.. - (Серия "Памятники психологической мысли" / Редкол. : д.психол.н. А.Л. Журавлев (пред.) и др.). - Библиогр.: с. 254-258. - Указ. имен: с. 372-376

13. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. [и с предисл.] М.И. Буянова. - 2-е изд. - М. : Просвещение : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 157, [2] с. : ил., нот. ; 21 см.. - Библиогр.: с. 158

14. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - Москва : Медицина : Шико, 2005. - 473 с. : ил., портр., нот., факс. ; 22 см.. - Библиогр.: с. 400-418 (339 назв.) и в прил.